Монтаж большепролетных зданий, куполов, оболочек, сводов и висячих конструкций

Во многих промышленных и гражданских зданиях и сооружениях различного назначения по требованиям эксплуатации и архитектурным соображениям необходимо предусматривать покрытия с большими пролетами, без промежуточных колонн.

К гражданским большепролетным зданиям относятся крупные спортивные, выставочные и концертные залы, крытые стадионы, рынки, вокзалы, цирки и другие подобные сооружения.

В промышленных зданиях большие пролеты чаще всего применяют в сборочных цехах самолетостроительных и судостроительных предприятий, складах сырья и экспериментальных корпусах.

В зданиях для ремонта и стоянки самолетов, крупных автобусных и троллейбусных парках применение больших пролетов вызвано размерами находящихся там изделий и требованиями технологии эксплуатации зданий и противопожарной безопасности.

Разнообразие большепролетных зданий и различные требования, предъявляемые к ним, диктуют соответствующие конструктивные решения. Наиболее часто применяют рамные и балочные системы. Реже проектируют арочные покрытия, висячие пространственные системы и купола.

Обычно в промышленных зданиях, где пролет превышает 50—60 м, вместо мостовых кранов устанавливают монорельсовые подвесные краны, что еще больше увеличивает вертикальные нагрузки на несущие элементы покрытия. Часто несущие элементы конструируют в виде ферм с поясами и решеткой из Н-образных сечений или балок. Масса таких конструктивных элементов 1—2 т на 1м длины, т.е. вся ферма весит 60—200 т и более. Поперечный горизонтальный несущий элемент рамы каркаса из балок или ферм называют ригелем.

Особенности объемно-планировочных и конструктивных решений, различные условия строительства, традиции и возможности строительно-монтажных организаций определяют различные методы возведения того или иного сооружения. При всем разнообразии методов и способов монтажа их суть сводится к тому, чтобы максимальная часть работ выполнялась на земле или на проектной отметке, но с обеспечением безопасных и удобных условий производства работ.

Перед монтажом производят укрупнение ригеля. Степень укрупнения зависит от возможностей грузоподъемного оборудования. В соответствии с конкретными ситуациями укрупнительная сборка может производиться непосредственно под местом монтажа, в торце здания или в стороне — на специально оборудованной площадке с последующей подачей укрупненных и негабаритных конструкций к месту монтажа.

Если с помощью одного или нескольких монтажных кранов весь ригель поднять невозможно, монтаж производится с применением временных монтажных опор. Монтажные опоры могут иметь различную конструкцию, но все они должны предусматривать возможность раскружаливания несущих конструкций. Раскружаливанием называется операция, в результате которой нагрузка от собственной массы ригеля полностью передается на опорные проектные элементы, а временные монтажные опоры освобождаются от нагрузки. Раскружаливание производится после оформления всех стыков несущих элементов и надежной развязки ригеля из плоскости максимальной жесткости конструктивными элементами покрытия.

Обычно ригели укрупняют в горизонтальном положении на предварительно выверенных стеллажах высотой 600— 700 мм. При этом важно собрать весь ригель целиком с обеспечением заданных строительных подъемов и общей геометрии, а затем уже поднимать блоками массой в пределах грузоподъемности крана и устанавливать на временные опоры.

Возврат к списку